Главная » Файлы » Науменко Г.В.

Конспект урока по технологии "Натуральные волокна животного происхождения"
[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] 02.04.2023, 19:31

Натуральные волокна животного происхождения

 

Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения

 

Задачи урока:

Образовательная - изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.

Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов,.

Развивающая – развивать творческое воображение, навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы., развивать умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей.

Ход урока

 

I. Организационный момент

1. Приветствие. Назначить дежурных. Проверка присутствующих на уроке.

3. Проверить готовность к уроку. Порядок на столе.

4. Настрой на урок.

- Девочки, обратите внимание на рабочую коробку на столе, на манекен

- О чем мы сегодня будем говорить?

О тканях

 

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы начинаем изучение следующего раздела, который называется - материаловедение.

 – Что изучает этот раздел?

Материаловедение изучает свойства текстильных волокон.

- Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. (Обратите внимание на 1 задание в рабочих листах, заполняйте таблицу)

- С какими волокнами мы познакомились в 5 классе

Лён и хлопок

- Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

Лен и хлопок – это натуральные волокна

-Чтобы узнать с какими волокнами вы познако­митесь сегодня на уроке, группы загадают друг другу загадки (группы загадывают загадки друг другу)

1 группа: По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца) слайд1

- Какое отношение к нашему уроку имеет овца?

От овцы можно получить шерсть, волокно животного происхождения

2 группа: Он ни ночью, ни днем без работы не сидит, а из тутовых листоч­ков золотую нить сучит. (Тутовый шелкопряд) слайд 1

- Какое отношение к нашему уроку имеет тутовый шелко­пряд?

Из коконов гусеница тутового шелкопряда получают натуральный шелк, волокно животного происхождения

- Как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать о волокнах животного происхождения? (табличка на доску)

- Какие цели сегодня поставим для себя?

 Познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения (история происхождения), узнать технологию производства (получения) тканей, узнаем какими свойства обладают волокна животного происхождения, научимся определять сырьевой состав тканей (на доске таблички)

- Запишите тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения» слайд 2

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

 

III. Открытие нового знания

1. - Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

Шерсть – это волосяной покров животных  слайд 3

- А какие животные дают нам шерсть?

Овцы, верблюд, ангорская коза, кроли, лама и т.д. слайд 4

- А какое из этих животных дает основную массу шерсти?

Овцы

- Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 -  97%. Шерсть овцы состригают специальными ножницами или машинками почти цельным, неразрывным пластом, который называют руном слайд 5

 

2.Историческая справка слайд 6

-Сейчас речь пойдёт о шерсти. Одна группа получила опережающее задание. Она подготовила историческую справку. Слушая историческую справку вы выполняете задание 2 рабочего листа

 

3. -Продолжаем разговор о шерсти, и я вам предлагаю виртуально посетить предприятие по обработке шерсти. Будьте внимательны, после просмотра видео вам необходимо выполнить 3 задание. Видео Познакомьтесь с текстом учебника стр.56 и установить правильную последовательность производства шерстяных тканей (проверить, прочитать)

 

- Теперь поговорим о шёлке. Его история полна тайн и опасностей. 2 группа также получила опережающее задание и подготовила историческую справку. Внимательно слушаем  и выполняем 4 задание (проверить)

 

4. Историческая справка (приложение 2)

 

5. Рассказ о шелке слайд 7-11 В ходе рассказа выполняете 5 задание

-Натуральный шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии яичко (грена), гусеница, куколка, бабочка.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм, которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз). Созревшие гусеницы перестают есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Цель первичной обработки слайд 12 – размотать коконную нить длина, которой 600-900 метров. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, нити нескольких коконов соединяют одновременно в одну нить и получают шелк-сырец. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. Назовите стадии развития тутового шелкопряда

 

 6. Для того чтобы снять напряжение и закрепить технологию получения шелка проведём  физкультминутку. Если вы на мой вопрос отвечаете «да», то поднимаете руки вверх, потягиваетесь, если «нет», то приседаете – попробуем!

 

А) Натуральный шелк - это продукт деятельности тутового шелкопряда?  - руки вверх

Б) 2 стадия развития тутового шелкопряда гусеница? – руки вверх

В) Гусеница питается листьями любого дерева? – приседаем

Г) Гусеница развивается 25-30 дней? – руки вверх

Д) Через 2-3 недели куколка превращается в гусеницу? – приседаем

Е) Целью первичной обработки шелка, является разматывание коконной нити и соединение в одну из  нитей нескольких коконов? - руки вверх

 

7.Знакомство со свойствами тканей

-К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено.

- Девочки, зачем надо знать свойства тканей?

Для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия, одежды

 

К основным свойствам тканей относятся физические, гигиенические и технологические слайд 13

Физические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность- способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.
Сминаемость- способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать морщины и складки; зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани, характера отделки ткани.
Драпируемость- способность ткани, когда она висит, опускаться мелкими складками.
Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

Гигиенические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Теплозащитные свойства- способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух.
Гигиенические свойства – способность ткани впитывать влагу.
Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства- свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

 

6 задание в рабочих листах «Даны свойства тканей – дайте им определения»- выборочно!

 

8. Работа в бригадах

- В начале урока вы разделились на группы. В рабочих листах нужно выполнить задание 7 Изучить свойства шерстяного волокна и заполнить таблицу, а потом рассказать: 1 группа- узнает всё о свойствах шерсти, а 2 группа - о свойствах шёлка. Сравнить с правильным ответом (презентация)

 

IV. Первичное закрепление

- Проверка усвоения знаний на уроке. Тест «Натуральные волокна животного происхождения» обведите все правильные варианты ответов. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

-Обменяйтесь работами, проверьте тест, согласно критериям на слайде, и выставите оценки

- Молодцы, вы хорошо постарались, далее мы проведём исследования свойств шерсти и шелка, научимся их различать.

 

V. Лабораторная работа с самопроверкой. Самоанализ и самоконтроль.

На слайде надпись: «Лаборатория по исследованию свойств тканей»

- Как мы уже с вами говорили, что очень важно знать свойства материала при покупке текстильных и трикотажных изделий. Необходимо уметь распознавать волокна. И я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению сырьевого состава тканей, а также изучим их свойства.

- На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование: образцы тканей, лупы - для исследования внешнего вида, блюдце - для сжигания, блюдце с водой, толстая иголка, ножницы, спички (учитель), утюг

- Нам необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

Девочки называют правила по технике безопасности: опасности в работе, что нужно сделать до начала работы, что нужно делать во время работы, что нужно сделать по окончании работы.

-Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в рабочие листы,  чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе. (1 группа выполняет работу с шерстяной тканью, 2 группа – с шелковой, распределить задания между членами группы)

 

Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, правильно ли организованно рабочее место, комментирует встречающиеся ошибки, пути их исправления

 

Задание1. Определить сырьевой состав ткани.
Выньте нить из  образца ткани и подожгите ее. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.

Задание 2. Изучить механические свойства ткани.
1. Выньте две нити из образца. Разорвите их. Сравните прочность нитей.
2. Определите сминаемость образца: зажмите в кулаке, подержите в течении 30с, а затем раскройте ладонь.
3. Возьмите образец за уголок и поднимите его; посмотрите, образовались ли мягкие складки.

Задание 3. Изучить гигиенические свойства ткани.
1. Налейте на образец несколько капель воды. Наблюдайте, как быстро ткань впитают влагу.
2. Возьмите образец в руку. Теплым или холодным он вам кажется?

Задание 4. Изучить технологические свойства ткани.
1. Выньте иглой из обрезного края образца сначала одну нить, затем сразу две нити, затем сразу три и т.д. Определите степень осыпаемости ткани

2. Ткань размером 5Х5см смочить в теплой воде, высушить утюгом и измерить. Наблюдаете ли уменьшение размеров (усадку)?

Заполнить таблицу, отметив наличие того или иного признака.

Обобщив полученные данные, дайте характеристику каждой ткани

 

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.

Для создания проекта

Нужно выбрать ткани.

В магазинах их так много-

Выбирайте сами!

А чтоб верно подобрать,

Надо свойства тканей знать!

 

-Каждой бригаде наклеить свой образец ткани и предложить, что можно сшить из этой ткани, учитывая их свойства.

 

-Спасибо, молодцы. Вы справились с поставленной задачей.

 

VII. Подведение итогов.

-Всем спасибо за плодотворную работу. Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования, прошли тестирование.

Отметить учащихся, работающих на уроке.

Мы продолжим работу по изучению видов тканей на следующем уроке. Итоговые отметки будут выставлены позже.

 

Домашнее задание по выбору:

Составить и оформить проектные работы по темам:

“Разновидности тканей по волокну”,

“Разновидности тканей по назначению”,

“Разновидности тканей по способу отделки” и т.д.

или подготовить интересные сообщения по данным темам.

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.

 

Рефлексия

Урок у нас заканчивается. На доске у нас нарисовано осеннее дерево, на нем еще есть осенние листочки, но нет осенних плодов – плодов нашей работы, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошёл плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву красные яблоки, если урок прошёл хорошо, но мог быть и лучше – прикрепите жёлтые яблоки, если урок не отличался от прежних уроков, и ничего нового не принёс – зелёные яблоки.

 

Урок окончен. Всем спасибо! Уборка рабочих мест.

 

Категория: Науменко Г.В. | Добавил: boronko
Просмотров: 108 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar